Частично использовал тезисы с конференции по управлению проектами «Whale Rider 2012» и тенденции сайтостороения с «Сайт 2012», а также мероприятия, сопряжённые с разработкой: YaC 2012, Russian Affiliate Days и другие.
Данная статья написана для заказчиков и менеджеров проектов. Естественно в одной статье охватить всю отрасль невозможно — будем считать это супер кратким содержанием. Актуальность информации данного материала очень сильно устаревает, поэтому я предполагаю, что буду периодически править этот материал, ссылаться на другие статьи и источники.
Под проектом в статье будем понимать
Перед тем как начать разбираться с этапами и нюансами разработки проекта, понимаем, что сайт действительно нужен. Многие ошибочно думают — сайт будет приносить прибыль! А вот и не будет! Если нужны продажи, а денег нет — возьмите свой аккаунт в соц. сети, начните выкладывать описание своей услуги или продукции, фотографии и получите больше заказов, чем с простенького сайта, а читать дальше и разбираться тогда уже не обязательно.
Если вы делаете первый сайт и нечего не понимаете в WEB разработке — приготовьтесь попрощаться со своими вложениями. Поэтому если хотим удачного проекта, первой инвестицией должно стать ваше время.
Бизнес идея. Необязательно делать
Ошибки неизбежны, более того, они нужны, чтобы понять, на том ли мы пути. В ходе проекта будет допущено некоторое количество ошибок, с этим нужно смириться, но и нужно научиться управлять временем возникновения ошибок в проекте. Конечно, они должны допускаться тогда, когда их еще можно исправить.
При
Заказчики сайтов ищут команду для проекта исходя из имеющегося бюджета. Для дешевых сайтов разработчиков ищут по рекомендации. Для дорогих проектов ищут разработчиков по ссылкам с проектов, в тематических рейтингах. Чем больше заказчик, тем больше внимание обращают на «пузомерки». Для средних проектов очень часто важно наличие в портфолио аналогичных проектов. Качество коммерческого предложения является тоже важно. А вот цена не сильно важна.
50% всей разработки ведется небольшими компаниями, маленькими
Поиск команды сложный и долгий, ищите через поисковую систему, на фирилансе, в рейтингах и по знакомым. Придётся провести переговоры минимум с 10 исполнителями и там уже остановить выбор на одной из команд.
Команда начинается с менеджера проекта, который будет связующим звеном между заказчиком и исполнителями — его задача правильно наладить коммуникации и стать своего рода переводчиком между людьми, говорящими на разных языках. Менеджер фиксирует ключевые решения и договоренности. Относитесь серьезно к выбору менеджера, от его компетенции зависит успех проекта.
Команда с хорошими программистами (исполнителями) и плохим менеджером имеет большие шансы на успех, чем наоборот. Партизаны — мешают выполнению проекта, надо их находить и обходить.
В самом начале нужно понять чего боится заказчик — плохого качества, упущенных сроков или ещё чего. Это должен понимать исполнитель и тогда можно обойти неудачный результат.
Методологии «скрам», «аджайл», «водопадная модель» или другие не имеют значение, главное цель на результат. В сложных проектах подключается корпоративный архитектор, он устанавливает стандарты и проверяет качество.
В последующих этапах, на каждом этапе нужно обсуждать с командой результаты и дальнейшее планы.
Для большого проекта делается единый документ на разработку с дополнениями. Отдельно выделяется техническое задание и функциональные требования (что должен делать сайт), а также возможно составление отдельного художественного задания.
А после разработки должен быть составлен «протокол несоответствия», это документ с описанием несоответствий договору — почему не уложились в сроки, почему это не сделали
Цитата: Чем больше бумаги, тем чище ж…!
На заметку:
На первом этапе нужно разобраться с целевой аудиторией. При выборе целевой аудитории обращаем внимание, чтоб каждый тип посетителей должен нацеливаться именно на конечный экономический эффект для компании. Разбиваем целевую аудиторию сайта по группам и для каждой назначаем конкретное конечное действие. Пользовательские факторы сейчас очень сильно влияют на SEO продвижение, потраченное на проектирование этих факторов время поможет в дальнейшем.
В идеале нужно построить диаграмму пользователей и услуг, и после этого уже можно визуализировать карту путей по сайту. На основании этого можно скорректировать техническое задание.
Для проектирования систем корпоративного использования делаем детализацию
При проектировании нужно разбить разработку на этапы и первым этапом сделать максимально лёгкую часть.
На выходе из этапа проектирования интерфейса у вас должен получится ваш сайт в квадратиках и структурных блоках. С виду кажется легко, но это один из важнейших этапов разработки.
Тезисы:
Тут отдельная и большая история. Если ваш проект не
Это процесс превращения дизайн макета в html вёрстку. Как правило на этом этапе уже ничего не меняют, всё решено до этого — на этапе проектирования и дизайна.
Проверить качество вёрстки тяжело — нужно смотреть после следующего пункта (привязка вёрстки к CMS). Также надо понимать, что вёрстка и реальный сайт могут отличаться, и доводка этапа вёрстки останется на этап тестирования.
Здесь вечный вопрос: ЧТО ВЫБРАТЬ? CMS, фреймворк или с «нуля». Каждое решение для разных проектов.
Для 95% проектов необходимо выбрать одну из CMS. Как правило это оговаривается сразу, на этапе документации. Как правило, студии работают с одной или двумя системами управления, так как иметь в штате специалистов для понимания API большого числа CMS не получается.
Мы обычно предлагаем выбрать из ТОП10 CMS, а работаем с лидером из платных CMS —
Если ваш проект разрабатывается на фреймворке или с «нуля», то скорее всего вы уже опытный заказчик и работаете с профессиональной командой и то, что здесь написано — вы уже знаете. В общем эту часть не буду описывать.
Самая важная часть для корпоративных сайтов и интернет магазинов — собственно это и есть сайт в понимании заказчиков. Нужна разработка контентной политики как будущая инструкция — как правильно верстать контент. Иначе сайт через время развалится.
Если реального контента в данный момент нет, используйте демо контент (в большинстве CMS есть такая возможность по умолчанию).
На этом этапе проверяется качество дизайна и вёрстки. Не так важно как выглядит главная страница, важно как выглядит текст на конечной текстовой странице или как выглядит карточка товара.
Собственно на этом этапе сайт переносится с локального компьютера разработчика на реальный сервер и домен.
Много зависит от сервера. Если говорить о коробочных CMS и обычных хостингах, то здесь как правило всё либо нормально, либо плохо (бывает хостинг не подходит под требования CMS) — попросите от разработчиков сравнить требования программного продукта и текущие настройки на
Тестирование начинается на ранних стадиях с прототипов, это позволяет вовремя править ошибки без тяжелых последствий.
Основной тезис: Нельзя экономить на фазу завершения проекта — тестирование, доводка, документация.
Первое время после запуска проекта называется периодом опытной эксплуатации. Совершенно нормально, что на этом этапе появляются небольшие недочёты и неточности, даже если ваш проект очень маленький.
Через некоторое время после успешной работы проекта нужно перезагружать отношения — составлять новые договоренности. Не стоит через несколько лет после создания сайта мучать разработчика, что он не так сделал.
Здесь нужно понять, что это всего лишь этап, а работа над проектом никогда не заканчивается!
Это большой пункт про маркетинг, ему посвящены большие книги, множество статей и тематические конференции. Естественно, раскрыть всё в одном абзаце не получится.
Воспользуйтесь следующим распределением бюджета на проект: 10% — разработка, 90% — маркетинг.
Необходимо отслеживать момент, когда проект близится к убыточности и делать новые договоренности. Нужно закрывать акты.
Поиск эффективности, технологии и новые тенденции:
Меняем контент, в зависимости от человека. Надо на сайте смотреть демографию пришедших и купивших.
У сайта нет никогда готовой стадии, сайт никогда не заканчивается. Готовый сайт, это мертвый сайт.
Проект и продукт. Проект — часть
ИТОГ: Думаю, по прочитанному объёму вы видите, что необходимых знаний достаточно много, и изучать глубже — это не необходимость. Желаю удачи в разработке. С Уважением Болдырев Михаил.