Как сделать удачный web-проект?!

Данная статья написана для заказчиков и менеджеров проектов. Естественно в одной статье охватить всю отрасль невозможно — будем считать это супер кратким содержанием. Актуальность информации данного материала очень сильно устаревает, поэтому я предполагаю, что буду периодически править этот материал, ссылаться на другие статьи и источники.

Под проектом в статье будем понимать web-сайт, хотя многие этапы применимы к любой разработке. Также сузим область до коммерческих проектов, ибо они интересуют большинство читателей.

Перед тем как начать разбираться с этапами и нюансами разработки проекта, понимаем, что сайт действительно нужен. Многие ошибочно думают — сайт будет приносить прибыль! А вот и не будет! Если нужны продажи, а денег нет — возьмите свой аккаунт в соц. сети, начните выкладывать описание своей услуги или продукции, фотографии и получите больше заказов, чем с простенького сайта, а читать дальше и разбираться тогда уже не обязательно.

Если вы делаете первый сайт и нечего не понимаете в WEB разработке — приготовьтесь попрощаться со своими вложениями. Поэтому если хотим удачного проекта, первой инвестицией должно стать ваше время.

Этапы разработки web-проекта

1. Идея.

Бизнес идея. Необязательно делать что-то новое, любая идея может быть эффективна, достаточно просто сделать хорошо — чуть лучше, чем у других. Одной идеи не достаточно для успеха проекта. Идея — это ничего, ровно «0» от стоимости проекта.

Ошибки неизбежны, более того, они нужны, чтобы понять, на том ли мы пути. В ходе проекта будет допущено некоторое количество ошибок, с этим нужно смириться, но и нужно научиться управлять временем возникновения ошибок в проекте. Конечно, они должны допускаться тогда, когда их еще можно исправить.

При e-commerce проектах, чтобы оформить идею, напишите мини бизнес-план. В нём нужно отразить структуру расходов и спрогнозировать будущие доходы. Ключевым моментом будет расчет точки безубыточности. Здесь самое сложное, это определение переменных расходов (рекламная составляющая затрат на одну продажу) — если товар недорогой, возьмите 500р. на один заказ, если дороже 200 $ — 1000р. на продажу.

2. Подбор компетентной команды разработчиков, которая может реализовать проект в заданные сроки.

Заказчики сайтов ищут команду для проекта исходя из имеющегося бюджета. Для дешевых сайтов разработчиков ищут по рекомендации. Для дорогих проектов ищут разработчиков по ссылкам с проектов, в тематических рейтингах. Чем больше заказчик, тем больше внимание обращают на «пузомерки». Для средних проектов очень часто важно наличие в портфолио аналогичных проектов. Качество коммерческого предложения является тоже важно. А вот цена не сильно важна.

50% всей разработки ведется небольшими компаниями, маленькими web-студиями (до 10 человек), но средние компании делают дорогие сайты. Обратите внимание, что 80% сайтов делаются в своем регионе.

Поиск команды сложный и долгий, ищите через поисковую систему, на фирилансе, в рейтингах и по знакомым. Придётся провести переговоры минимум с 10 исполнителями и там уже остановить выбор на одной из команд.

Команда начинается с менеджера проекта, который будет связующим звеном между заказчиком и исполнителями — его задача правильно наладить коммуникации и стать своего рода переводчиком между людьми, говорящими на разных языках. Менеджер фиксирует ключевые решения и договоренности. Относитесь серьезно к выбору менеджера, от его компетенции зависит успех проекта.

Команда с хорошими программистами (исполнителями) и плохим менеджером имеет большие шансы на успех, чем наоборот. Партизаны — мешают выполнению проекта, надо их находить и обходить.

В самом начале нужно понять чего боится заказчик — плохого качества, упущенных сроков или ещё чего. Это должен понимать исполнитель и тогда можно обойти неудачный результат.

Методологии «скрам», «аджайл», «водопадная модель» или другие не имеют значение, главное цель на результат. В сложных проектах подключается корпоративный архитектор, он устанавливает стандарты и проверяет качество.

В последующих этапах, на каждом этапе нужно обсуждать с командой результаты и дальнейшее планы.

3. Подготовка проектной документации.

Для большого проекта делается единый документ на разработку с дополнениями. Отдельно выделяется техническое задание и функциональные требования (что должен делать сайт), а также возможно составление отдельного художественного задания.

А после разработки должен быть составлен «протокол несоответствия», это документ с описанием несоответствий договору — почему не уложились в сроки, почему это не сделали и т. п.

Цитата: Чем больше бумаги, тем чище ж…!

На заметку:

  • Обязательно закладываем срок на корректировку дизайна!
  • Документацию надо делать совместно с заказчиком, тогда экономим время на согласование. Также в дальнейшем нужно включать заказчика на каждом этапе, общаться на каждом шаге, если возможно, особенно при разработке интерфейса.
  • Чтобы понять заказчика, нужно с ним сблизится и понять что он хочет. Разработка — это игра, а для игры можно пригласить заказчика «попить пива».

4. Проектирование интерфейса, архитектура проекта

На первом этапе нужно разобраться с целевой аудиторией. При выборе целевой аудитории обращаем внимание, чтоб каждый тип посетителей должен нацеливаться именно на конечный экономический эффект для компании. Разбиваем целевую аудиторию сайта по группам и для каждой назначаем конкретное конечное действие. Пользовательские факторы сейчас очень сильно влияют на SEO продвижение, потраченное на проектирование этих факторов время поможет в дальнейшем.

В идеале нужно построить диаграмму пользователей и услуг, и после этого уже можно визуализировать карту путей по сайту. На основании этого можно скорректировать техническое задание.

Для проектирования систем корпоративного использования делаем детализацию бизнес-процессов на уровне должностных обязанностей исполнителя (пользователя системы).

При проектировании нужно разбить разработку на этапы и первым этапом сделать максимально лёгкую часть.

На выходе из этапа проектирования интерфейса у вас должен получится ваш сайт в квадратиках и структурных блоках. С виду кажется легко, но это один из важнейших этапов разработки.

5. Начало разработки

Тезисы:

  • Чем позже нашли ошибку, тем дороже ее исправлять. Иногда компания утрачивает людей для исправления. Свобода действий существует только в начале.
  • Нужно подробно разбирать дальнейшую задачу с исполнителем после каждого действия. Нужна оптимальная критика.
  • У каждого есть свои тараканы — пусть все их покажут вначале. Нужно перед постановкой задачи полностью выслушать исполнителя.

6. Дизайн

Тут отдельная и большая история. Если ваш проект не промо-сайт, тогда не заморачивайтесь над дизайном, ибо всё равно не получится — лучше доверьтесь профессионалам. Посмотрите портфолио того дизайнера, кто занимается вашим проектом, с большой долей вероятности у него получится проект, похожий на его предыдущие работы — не хуже и не лучше.

Подробнее можете почитать тут — основные тенденции дизайна 2012–2013 года.

7. Вёрстка

Это процесс превращения дизайн макета в html вёрстку. Как правило на этом этапе уже ничего не меняют, всё решено до этого — на этапе проектирования и дизайна.

Проверить качество вёрстки тяжело — нужно смотреть после следующего пункта (привязка вёрстки к CMS). Также надо понимать, что вёрстка и реальный сайт могут отличаться, и доводка этапа вёрстки останется на этап тестирования.

8. Программирование

Здесь вечный вопрос: ЧТО ВЫБРАТЬ? CMS, фреймворк или с «нуля». Каждое решение для разных проектов.

Для 95% проектов необходимо выбрать одну из CMS. Как правило это оговаривается сразу, на этапе документации. Как правило, студии работают с одной или двумя системами управления, так как иметь в штате специалистов для понимания API большого числа CMS не получается.

Мы обычно предлагаем выбрать из ТОП10 CMS, а работаем с лидером из платных CMS — 1 °C-Битрикс, и лидером из бесплатных — CMS Joomla. Если вам предлагают работать на собственной CMS, то бегите оттуда.

Если ваш проект разрабатывается на фреймворке или с «нуля», то скорее всего вы уже опытный заказчик и работаете с профессиональной командой и то, что здесь написано — вы уже знаете. В общем эту часть не буду описывать.

9. Наполнение контентом

Самая важная часть для корпоративных сайтов и интернет магазинов — собственно это и есть сайт в понимании заказчиков. Нужна разработка контентной политики как будущая инструкция — как правильно верстать контент. Иначе сайт через время развалится.

Если реального контента в данный момент нет, используйте демо контент (в большинстве CMS есть такая возможность по умолчанию).

На этом этапе проверяется качество дизайна и вёрстки. Не так важно как выглядит главная страница, важно как выглядит текст на конечной текстовой странице или как выглядит карточка товара.

10. Пуско-наладочные работы

Собственно на этом этапе сайт переносится с локального компьютера разработчика на реальный сервер и домен.

Много зависит от сервера. Если говорить о коробочных CMS и обычных хостингах, то здесь как правило всё либо нормально, либо плохо (бывает хостинг не подходит под требования CMS) — попросите от разработчиков сравнить требования программного продукта и текущие настройки на web-сервере.

11. Тестирование и исправление багов по результатам тестирования.

Тестирование начинается на ранних стадиях с прототипов, это позволяет вовремя править ошибки без тяжелых последствий.

Основной тезис: Нельзя экономить на фазу завершения проекта — тестирование, доводка, документация.

12. Эксплуатация проекта

Первое время после запуска проекта называется периодом опытной эксплуатации. Совершенно нормально, что на этом этапе появляются небольшие недочёты и неточности, даже если ваш проект очень маленький.

Через некоторое время после успешной работы проекта нужно перезагружать отношения — составлять новые договоренности. Не стоит через несколько лет после создания сайта мучать разработчика, что он не так сделал.

Здесь нужно понять, что это всего лишь этап, а работа над проектом никогда не заканчивается!

13. Маркетинг, аналитика и поиск эффективности

Это большой пункт про маркетинг, ему посвящены большие книги, множество статей и тематические конференции. Естественно, раскрыть всё в одном абзаце не получится.

Воспользуйтесь следующим распределением бюджета на проект: 10% — разработка, 90% — маркетинг.

Необходимо отслеживать момент, когда проект близится к убыточности и делать новые договоренности. Нужно закрывать акты.

Поиск эффективности, технологии и новые тенденции:

  • А/В тестирование в web-аналитике. Расширенный функционал visual website optimizer
  • Ассоциированные конверсии = синергия каналов.
  • Надо анализировать на какие страницы уходили пользователи с корзины — и инфо нужно перенести в корзину.
  • Надо делать опросники пользователей: нравится ли наш сайт. Опросники могут быть на уровне страницы или на уровне сессии. Правильный опросник: спросить в начале сессии, а потом в конце дать опрос.

Меняем контент, в зависимости от человека. Надо на сайте смотреть демографию пришедших и купивших.

14. Итерационный подход к проекту.

У сайта нет никогда готовой стадии, сайт никогда не заканчивается. Готовый сайт, это мертвый сайт.

Проект и продукт. Проект — часть web-продукта с измеримыми сроками и результатом. Продукт — это законченная на определённом этапе разработка, автономно работающая с необходимыми показателями эффективности (KPI)




Оставить комментарий