Составление Технического Задания для организации тендера на разработку сайта

В принципе, существует два типа Технического Задания:

  • документ, которые составляется заказчиком, для проведения тендера по выбору исполнителя на разработку сайта.

Именно его мы и рассмотрим в данной статье

  • документ, который составляет разработчик, в качестве приложения к договору, это основной документ, без которого весь договор можно считать недействительным.

Найти информацию — как правильно составлять подобный документ можно на профильных ресурсах Рунета, этот вариант мы рассматривать в рамках статьи не будем.

Для чего нужно грамотное техническое задание и кому оно предназначено?

В первую очередь техническое задание необходимо самому заказчику, чтобы определиться — какой сайт он хочет получить на выходе, каковы цели создания сайта, какие задачи он будет решать и по каким алгоритмам (какие функции и модули будут на нем реализованы).

Разработчику предварительное техническое задание нужно для составления адекватной сметы проекта.

Большинство заказчиков думают, что достаточно написать в брифе:

красивый и функциональный интернет магазин игрушек и детской одежды
поставщик есть, потребуется интеграция

или:

Добрый день!
Открываем свой интернет-магазин с поставками из Китая.
Нужен достаточно быстро сделать интернет-магазин мужской и женской одежды.
Ожидаем предложения по сайту со сроками и суммами.
А также пришлите сразу предложение по продвижению.

И последнее (чтобы добить):

Подготовка интернет магазина на платформе 1С - Битрикс малый бизнес.
Отрасль торговля, интернет магазин детской одежды и товаров для малышей до 3 лет.
Хорошие карточки товаров, возможность выбирать по различным характеристикам, выбор показа по 25, 50 и более.
Варианты доставки с калькулятором
Способы оплаты
Удобная корзина

(цитаты дословные, орфография и пунктуация авторские)

Таким заказчикам как раз и призвана помочь эта статья.

Почему нельзя писать такие ТЗ как приведенные выше?

Во-первых: можно соблюсти вышеуказанные требования сделав сайт за 20 000р, а можно сделать за 1 000 0000р и не угадать — какой-то он некрасивый получился, карточка товара нехорошая, корзина вообще неудобная.

Во-вторых: категорически избегайте в ТЗ оценочных характеристик: «красивый, удобный, функциональный» и т. д.! По каким критериям и кто будет определять степень красивости и удобства сайта?!

Какие пункты должны быть в ТЗ обязательно и что должны содержать:

1. Описание компании — заказчика.

Описывает продукты/услуги компании, целевую аудиторию, конкурентное поле и т. д.

Например так:

  • ООО «Компания» является розничной компанией.
  • Основной вид деятельности компании — розничная торговля периодической печатью и продуктами питания.
  • Приоритетные направления деятельности:
    • Развитие розничной торговой сети в бизнес-центрах;
    • Развитие розничной торговой сети в аэропортах;
  • Компания ведет свою деятельность в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Тюмени, Самаре, Казани, Челябинске, Владивостоке, Уфе, Красноярске и Минеральных водах.

2. Целевая аудитория сайта (кому предназначен).

Описывает характеристики потенциального посетителя и его целевые действия: получение информации, звонок в компанию, заказ консультации, оформление заказа на сайте и т. д.

Примерно так:

  • Целевая аудитория Сайта представлена следующими группами пользователей:
  • Поставщики товаров;
  • Организации, заинтересованные в продвижении товаров и услуг.
  • Физические лица и организации, заинтересованные в открытии розничных торговых точек под брендом «Хорошие Новости» (франчайзи);
  • Партнеры (аэропорты, бизнес-центры);
  • Розничные клиенты;
  • Органы власти РФ;
  • Средства массовой информации (СМИ).

3. Цель, задача, тип сайта (вытекает из. п.2).

Описывает функциональное назначение.

Например: формирование экспертного имиджа компании, и, как следствие, тип сайта- новостной/информационный ресурс, корпоративный портал.

Или: инструмент продаж и, как следствие, розничный интернет-магазин с корзиной и эквайрингом;

Либо: онлайн каталог для осуществления оптовых продаж оффлайн.

Вот пример из того же (грамотно написанного заказчиком ТЗ):

Назначение Сайта
Основным назначением Сайта является создание официального представительства компании Заказчика в сети Интернет.
Цель создания Сайта
Целью создания Сайта является модернизация существующего сайта www.domen.ru.
Целевая аудитория Сайта
Целевая аудитория Сайта представлена следующими группами пользователей:
  • Поставщики товаров;
  • Организации, заинтересованные в продвижении товаров и услуг.
  • Физические лица и организации, заинтересованные в открытии розничных торговых точек под брендом «Хорошие Новости» (франчайзи);
  • Партнеры (аэропорты, бизнес-центры);
  • Розничные клиенты;
  • Органы власти РФ;
  • Средства массовой информации (СМИ).

Основные задачи Сайта

Сайт должен обеспечивать реализацию следующих задач.

1) Имиджевая
Сайт является «лицом» компании ООО «Компания» в интернет и должен:
  • идентифицировать ООО «Компания» как крупную розничную торговую сеть;
  • поддерживать образ:
    • стабильной и компании;
    • финансово-устойчивой компании;
    • успешной компании;
    • компании, обладающей хорошей репутацией.
2) Информационная
Сайт должен предоставлять пользователям доступ к информации:
  • о компании (ее миссии, истории, кадровому составу);
  • о направлениях деятельности компании;
  • о географии деятельности компании;
  • о действующих проектах компании;
  • о новостях и событиях компании;
  • о партнерах компании.

Нет необходимости в ТЗ включать бриф на разработку дизайна. Для расчета стоимости проекта достаточно просто указать — потребуется ли разработка дизайна, или заказчик готов предоставить исходники для верстки.

4. Прототип интерфейса сайта.

Очень важный пункт для понимания проекта как самим заказчиком так и исполнителем!

Описывает разделы сайта, пункты меню/подменю, схему навигации по сайту.

В этом пункте крайне желательно наличие блок-схемы, для понимания количества разделов, страниц сайта, логику навигации.

Самый простой и надежный путь — найти аналог нужного вам сайта в интернете и указать его, как основу для расчета стоимости.

Например так:

Нам необходимо создать сайт аналогичный www.domen.ru
Необходимо исключить модули: …, …..
Добавить раздел: ….

Если разрабатываемый сайт аналогов не имеет, то придется прототипировать интерфейс примерно так:

4.1. Функциональные возможности сайта.

Пункт представляет из себя полный перечень модулей и технических средств для реализации целевых действий посетителя.

Например:

Сайт должен иметь:

  • товарный каталог;
  • корзину;
  • личный кабинет;
  • блок «новости»
  • блок «новинки»;
  • блок «рекомендуемые товары»;
  • блок " с этим покупают»;
  • блок «акция»;
  • форму обратной связи;
  • авторизация с помощью соц. Сетей;
  • калькулятор стоимости;
  • фильтр — (очень важный модуль для магазина, не путать с поиском! требуется подробное описание — как именно он фильтрует: по категориям, по брендам, по разбросу цен и т. д.);
  • поиск по сайту — (указать какой именно- простой, фасетный, параметрический! Это критически влияет на стоимость!);
  • блок «реклама» (для размещения партнерских баннеров, не путать со слайдером!);
  • слайдер, он же «портфолио» (их может быть несколько, например- один под шапкой сайта на главной странице, другой в каком-либо разделе, или над подвалом опять же на главной странице);
  • подключение он-лайн оплаты;
  • подключение он-лайн консультанта;

Перечень краткий, у большого магазина гораздо больше как явных(публичных) модулей и функций, так и скрытых от пользователя.

Так же, как в п.4 можно ограничиться указанием ссылки на аналогичный сайт, но есть риск, что какие-либо важные функции при расчете не будут учтены.

4.2. Проект функционала сайта

В графическом и текстовом виде описывает п. 4.1.

Самый важный и самый объемный пункт ТЗ.

Критическим образом определяет всю дальнейшую работу и взаимоотношения заказчика и подрядчика.

Важно понимать — если функционал и внешний вид какого-либо модуля не описан предельно четко и понятно, он со 100% вероятностью будет реализован не так, как это видит себе заказчик, но так как исполнитель считает «правильно».

Содержит:

  • схемы расположения модулей и информационных блоков на страницах;
  • внешний вид меню/подменю, элементов;

Важно!

В этом пункте необходимо подробно описать как именно выглядит и функционирует модуль.

Например, пишем: блок «новости».

Где этот блок расположен и на каких страницах отображается мы уже указали в п.4 ТЗ (ведь там приложена графическая схемка, да? :-))
Но, оказывается, этого крайне недостаточно!
Сколько новостей будет анонсироваться в модуле? 3–5 может быть 10 последних?
А анонс должен демонстрировать кроме заголовка еще и краткое содержание?
А фото-превью в анонсе будет?
А в самой новости, размещенной в соответствующем разделе, будет демонстрироваться фото высокого качества?

Или: «форма обратной связи».

  • указать количество полей в форме обратной связи (да! Просто написать «форма обратной связи» недостаточно);
  • описать — что именно будет делать форма: формировать лид в CRM, отправлять письмо на почту менеджеру и т. д.
  • описать- будет ли форма проверять валидность вводимой информации: позволит ли в поле «телефон» вбить набор букв, а в поле «e-mail» — набор цифр;
Пример валидности вводимой информации в форму

К более сложным элементам и описание необходимо составить гораздо более исчерпывающее.

Например, «личный кабинет» это сложный программный продукт, логику его функционирования нужно описывать отдельно и очень детально.

Во-первых: не путать личный кабинет покупателя с личным кабинетом менеджера/администратора.

Во-вторых: описать что именно и кому он отображает в зависимости от уровня доступа/рейтинга пользователя.

В-третьих: интеграция. Описать откуда в личный кабинет поступает информация, куда отправляется, где обрабатывается, каким именно образом.

Блок «товарный каталог».

Для 1С-Битрикс это типовой компонент, описывать функционал нет необходимости (конечно, если вы выбрали иную CMS, то и функционал придется описать).

Однако! Внешний вид каталога, логику и последовательность действий пользователя описать придется подробно:

  • внешний вид карточки товара (например- наличие экранной лупы или фото-превью)
  • функционал карточки товара (какие действия доступны пользователю, зашедшему на карточку товара):
  • добавить в корзину;
  • купить в один клик;
  • рассчитать стоимость доставки;
  • купить онлайн непосредственно из карточки, либо только перейдя в корзину;
  • оформить кредит;
  • и т. д.
Пример карточки товара

На данный момент отрасль «сайтоделания» стандартизирована и все модули и функции типовых сайтов, вне зависимости от используемой CMS выглядят и функционируют примерно одинаково, поэтому в этом пункте тоже можно положиться на профессионализм разработчика и сформулировать примерно так:

  • Функционал разделов и модулей из п.п. 4.1. 4.2. — стандартный.

5.Технические требования

Описывает пожелания к CMS, хостингу, верстке, администрированию, корректность отображения браузерами, адаптивность и т. д.

Рекомендуем заполнять это траздел только в случае, если проект является в каком-то роде не типовым.

Например:

  • посещаемость планируется несколько тысяч заходов в сутки;
  • товарный каталог представлен несколькими десятками тысяч позиций;

Пример, как писать НЕ НАДО:

Требования к средствам просмотра Сайта

Сайт должен обеспечивать корректное отображение данных в следующих браузерах:

  • Internet Explorer (версия 5.5 и выше);
  • Opera (версия 7.0 и выше);
  • Mozilla Firefox (версия 1.0 и выше).

Современные технологии позволяют создавать одну версию сайта, которая будет корректно отображаться как на мобильных устройствах, так и во всех десктопных браузерах актуальных версий. Если по каким-либо причинам, заказчику важно, чтобы сайт корректно отображался в старых, не поддерживаемых даже самими разработчиками версиях обозревателей, то нужно быть готовым, что это потребует создания отдельной версии сайта и приведет к удорожанию проекта примерно в 1,5 раза.

Требования к системе управления контентом Сайта

Система управления контентом Сайта должна обеспечить администратору сайта возможность выполнения следующих действий:

  • добавление и удаление текстов (статей);
  • редактирование текстов (статей);
  • добавление и удаление новостей и анонсов;
  • редактирование новостей и анонсов;
  • управление отображением новостей и анонсов;
  • добавление и удаление описаний проектов;
  • редактирование описаний проектов;
  • добавление и удаление вакансий;
  • редактирование вакансий;
  • редактирование мета-данных разделов (служебная информация для улучшения индексации Сайта поисковыми системами).
  • Изменение дизайна и структуры Сайта, а также доработка существующего и создание нового функционала должны происходить в рамках процедур поддержки сайта Исполнителем либо в соответствии с отдельными договорами на указанные виды работ.
  • Любая система управления сайтом (в случае наличия) позволяет осуществлять вышеописанные действия.
  • Описывать типовые возможности CMS нет никакой необходимости.
  • Подытожим

    Если заказчик вдумчиво составит свое техническое задание, по предложенной выше схеме, то будет вправе рассчитывать на получение адекватной детализированной сметы своего проекта, а в итоге — сайт, полностью оправдывающий первоначальные ожидания.

    Еще раз, напоследок, хочу подчеркнуть, что в статье мы рассмотрели структуру и примеры заполнения предварительного технического задания.

    Цель написания технического задания по предложенной схеме — получить детализированную смету для выбора подрядчика на проект.

    А теперь, когда вы рассмотрели вопрос, как правильно составить техническое задание для вашего проекта, предлагаю ознакомиться со статьей: Как не ошибиться при выборе подрядчика на разработку сайта.


    Оставить комментарий